Методические объединения для учителей начальной школы
Информация об интеллектуальной игре
«Самый умный»
среди учащихся 2-х классов, обучающихся
по УМК «Гармония»
15 марта 2013 года на базе МОАУ СОШ № 11
состоялась интеллектуальная игра «Самый умный» среди учащихся 2-х классов,
обучающихся по программе «Гармония».
В
игре приняли участие 15 человек из общеобразовательных учреждений города (№
2, 6, 17, 24, 26, 28).
По итогам работы жюри конкурса
победителями игры «Самый умный» стали:
1 место – Козырин
Семён, ученик 2 «Г» класса МОБУ СОШ№
26
(учитель Прохорова Наталья Викторовна),
2 место – Бакулина Мария, ученица 2 «Б»
класса МОБУ СОШ № 6
(учитель Роменская Ольга
Александровна),
3 место – Янов
Андрей, ученик 2«Б» класса МОБУ СОШ
№ 2
(учитель Щербинина Галина Васильевна).
Игра проходила в три тура. Отборочный тур прошел в форме тестовых
заданий, полуфинальный тур предполагал ответы на вопросы по 6-ти категориям
(«Растительный мир», «Сказочные животные», «Загадки», «Калейдоскоп», «Все о
птицах», «Братья наши меньшие»), финальный
тур проведен в форме восстановления высказывания о природе на основе опорных слов. В
содержании игры нашли отражение вопросы, связанные с Годом охраны окружающей среды. Предлагаемые вопросы
были интересны по формулировке и содержанию. В ходе мероприятия использовалось
техническое оснащение, что позволило содержание и результаты игры сделать более
открытыми для присутствующих.
Отзывы родителей свидетельствуют о том,
что игра научна и интересна по содержанию, предоставляет возможность школьникам
продемонстрировать свои знания и умения.
Городское методическое объединение учителей
начальных классов, работающих по УМК «Гармония», выражает благодарность
Куликовой Алле Викторовне, учителю начальных классов МОАУ СОШ № 11 за организацию и проведение игры.
«Системно-деятельностный подход в формировании
образовательной среды в начальной школе»
Урок
математики во 2 классе «Таблица умножения и деления на 4» (Мастер-класс учителя
начальных классов МОБУ СОШ №22 Бойко Г.А.)
План
выступления
I.Вступительное слово
II.Введение в тему –афоризмы
-«Единственный
путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Б.Шоу
-«Если
ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать»
Л.Толстой
-«Когда
людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны
думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг
-« Человека нельзя «сделать», «вылепить» как
вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, можно только обусловить его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность, в которой
он формируется в то, что делает
его эта деятельность»
(Г.С.Батищев)
III. Рассматриваем понятия(очень кратко)
Ø новая
образовательная среда;
Ø передовые
педагогические технологии;
Ø системно-деятельностный
подход;
Ø что должен уметь
школьник;
Ø что
должен уметь педагог
IV.Презентация урока математики.
Цели
урока:
1. Составить таблицу умножения;
2. Тренировать способность к решению задач
на умножение и деление;
3. Развивать речь, внимание, память, логическое
мышление, математические способности.
V.Заключительное слово.
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь»
«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся во
внеурочной деятельности через системно-деятельностный подход» (Верещагина Е.И.,учитель начальных классов МОБУ СОШ № 4)
Проблема использования свободного
времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития
всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент
их деятельности, в том числе и в свободное от обучения время.
Содержание деятельности учащихся
начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и
познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным
материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя
эмоционально.
Введение часа во внеурочной
деятельности кружка «Эрудит» с одаренными детьми дает возможность им проявить
свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе
равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации с
самосовершенствованию.
Одаренные дети отличаются высоким
уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной,
индивидуализированной образовательной среде. Поэтому со второго класса
предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей,
имеющих способности и интерес к математике.
Программа направлена на изучение
и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание
условий для развития природных задатков и самореализации личности.
Работа в 1 классе направлена на выявление
математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс,
направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на
следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.
«Системно-деятельностный
подход в формировании нравственной культуры личности младшего школьника в
условиях стандартов второго поколения» (Григорьева И.А., учитель
начальных классов МОБУ СОШ №4)
Работая по Образовательной системе «Школа
2100», ведя кружковую работу, и, являясь классным руководителем 2В класса, я
убедилась, что системно-деятельностный подход
лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет
во внеурочной деятельности. В своём выступлении я затрону вопросы духовно-нравственного
воспитания младших школьников.
Воспитательная
система моего 2В класса базируется на программе духовно-нравственного развития
и воспитания в ОС «Школа 2100» и создана на основе требований ФГОС НОО. Прежде
чем составлять воспитательную систему класса, я должна была ответить на
несколько основных вопросов.
1. Цель: кого мы воспитываем?
Воспитание – составная часть образовательного
процесса. Это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей),
которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его
развития. Поэтому воспитательная цель – развитие определённых человеческих
качеств личности, отражающих
своеобразный нравственный портрет школьника.
Чтобы представить
нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника, для этого
достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности.
Получится примерно следующее.
Добрый, не
причиняющий зла живому
Честный и
справедливый
Любящий и
заботливый
Трудолюбивый
и настойчивый
Творящий и
оберегающий красоту мира
Стремящийся к
знаниям и критично мыслящий…
2. Задачи: что мы воспитываем?
Чтобы помочь
человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить
конкретные задачи. Перечень воспитательных задач – это перечень ценностей,
которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.
Направления
воспитательной работы:
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА,
МЫСЛИ И ПОСТУПКИ
СТРАНА ГРАЖДАН
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ
ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И
ДУХА
ПРИРОДА – НАШ
ДОМ
КРАСОТА СПАСЁТ
МИР
3.
Содержание воспитательной работы.
Из каких
«кирпичиков» строится процесс воспитания личности?
Основой любых
средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с
участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность –
правило, идея.
Главным является
то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим,
сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в
дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного
процесса воспитания и становления личности.
Чтобы
большинство воспитательных усилий не было потрачено впустую, я согласовываю
жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами. Для этого
делаю две вещи: выстраиваю конструктивную и регулярную работу с родителями
(семьями); организовываю взаимодействие с культурными и общественными
организациями.
Результаты
духовно-нравственного воспитания.
Оценить
результаты воспитания довольно сложно.
Результат
в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил
или идей. Это принятие может произойти
–
на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
– на деле, т.е. проявляться в действиях
человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня – дела
– можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает
соответствующее душевное качество человеческой личности.
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся
проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических
работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации,
заявив о том, какой поступок в них о
ни бы выбрали. А принятие духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе
наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения.
Итак,
системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,
становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие
результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и
названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в
социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению
образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
« Реализация
системно-деятельностного подхода на уроках
окружающего мира в системе общего
развития Л.В.Занкова» (мастер-класс) (Дюльдина Л.П.,
учитель начальных классов МОБУ СОШ № 26)
С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения
особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках
окружающего мира мы используем дидактические игры, что способствует созданию у
учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой
работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность один и тот же
материал повторить разнообразными способами.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в
учебную деятельность. Еще К. Д. Ушинский советовал вводить элементы
занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того,
чтобы процесс познания был более продуктивным.
Наиболее органичны для детей младшего
школьного возраста ролевые игры. Приведу примеры некоторых из таких игр.
1 класс. Тема
урока: "Неживая и живая природа".
Цель игры:
вывести учеников на самостоятельную классификацию объектов живой природы,
руководствуясь своими житейскими представлениями и знаниями.
Описание игры:
1.Чтение стихотворения С.Михалкова
"Академия для насекомых".
2.Предложить детям
"превратиться" в эти объекты и
выполнить следующие задания:
ü
разделиться на объекты
"ПРИРОДЫ" и объекты, не относящиеся к
"ПРИРОДЕ";
ü
разделиться на ПРИРОДУ ЖИВУЮ и
НЕЖИВУЮ;
ü
разделиться на Царства живой ПРИРОДЫ и
поиграть в игру "В некотором Царстве..."
ü
разделиться на группы, учитывая
основные признаки классов животных
2
класс. Тема урока: "Круговорот воды в природе".
Цель
игры: закрепить знания о свойствах воды, общих для всех её состояний,
закрепить понятие круговорота воды в
природе.
Ход
игры:
Распределение
ролей.
Учитель выводит Солнышко и лучики. Солнышко и лучики начинают работать -
стараются высушить капельки - запятнать их. Учитель будет Солнышку помогать:
пока учитель будет считать до 5 (или до 10), Те капельки, которые Солнышко и
лучики запятнали, - высохли и присоединились к тучке. Все капельки, которых не
запятнали, должны просочиться в землю.
В конце игры посчитать,
сколько капелек просочилось в землю, а сколько высохло и испарилось в тучку.
Поразмышлять, что произойдёт с водой, которая просочилась в землю. 3
-4 класс.
Тема урока:
"Экологические проблемы леса".
Цель
игры:
дать детям возможность осознать наличие множества связей внутри природного
сообщества: между растениями и животными, между разными группами животных;
обозначить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека.
Ход
игры:
-А чтобы осознать к чему может привести
необдуманная, варварская деятельность человека, предложить детям представить и
показать, используя верёвочки, которые будут символизировать невидимые нити
природы, взаимоотношения живых организмов друг с другом.
Рассказать
историю, которая произошла в нашем лесу с кедром.
Перед
нами наглядный пример взаимоотношений живых организмов в лесу. Каждый из нас
должен задумываться, какими увидят леса наши потомки через век, через
тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Реализуя
системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что
дидактические игры делают процесс познания более продуктивным.