Пятница, 26.04.2024, 20:25
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"

Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Гуманитарный цикл
Методические объединения гуманитарного цикла для учителей
русского языка и литературы, истории, иностранных языков (английский, немецкий, французкий), музыки, МХК

Секция "Роль образования в формировании гражданской идентичности молодежи"


«Формирование толерантных отношений у современных школьников при организации внеклассной работы учителя» Кирюхина Т.С., зам.директора по ВР, МОБУ СОШ №10

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. РФ – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. Сегодня только 48% населения нашей страны считают, что  Россия – общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ.
Пришло время напряженности человеческих отношений. Теперь особый акцент делается на воспитание гражданина, настоящего патриота своей страны.  Это произошло потому,  что сегодня возросло влияние человека на исторический процесс и его ответственность перед человечеством. А каким будет гражданский облик человека, зависит от условий, в которых происходит его воспитание.
Государство  находится в поиске новых отношений сотрудничества и диалога. Сегодня акцентируется внимание на ценностях, которые формируют нравственное сознание членов общества, взаимопонимание, личную ответственность, молодежь воспитывается на понятиях «свобода», «ценность жизни», все чаще обращается внимание на духовное воспитание человека. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость толерантного отношения  друг к  другу. Научимся общаться: быть терпимыми, уважать мнение, взгляды, традиции других,- тогда и получим гражданина своей страны.
В педагогической практике накоплено немало методом, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников. Вот одно из заданий: предлагается высказать свое мнение по одному из тезисов.
*Мы разные, но помогаем друг другу. (Мы очень разные, но мы вместе. Никогда не оценивайте людей, а цените их. Как вы можете оценивать других, не задумываясь: а какой вы сами?)
*Ты здоров и силен, а рядом есть больные, инвалиды… (Им не нужна твоя жалость, а нужна твоя помощь)
*Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. (Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.)
Такие задания помогают научить  школьников уважать государство и его законы, толерантно относиться к народам, населяющим Россию.
 

 
«Литература как основа воспитания толерантности школьников»
Романенко Ж.А., учитель русского языка и литературы      МОБУ СОШ №10.

В воспитании нравственности школьников участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит  к проблемам морали.  Именно на уроках литературы мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач. Можно выделить четыре стадии  литературного развития читателя-школьника. Первая стадия (5-6 классы)
Учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров, учатся осознавать своеобразие мировоззрения и художественного стиля писателя. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции и эмоционально оценивать её.
Вторая стадия (7-8 классы)
В процессе личностного развития наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. На первом плане деятельности школьников, на данном этапе становятся психологический анализ произведения.
 
Третья стадия (9-10 классы)
 
У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. В этот период школьников привлекает сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства.
 
Четвертая стадия (11 класс)
 
Смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственного саморазвития личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации.
Литература – это философия жизни, она учит жить. На своих уроках стараюсь, чтобы мои учащиеся работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: "Не помысли народ свой врагом других народов”, "Уважай мысли и чувства братьев своих”.  Хочется верить, что толерантность поможет спасти мир от разрушений.

 
«Формирование гражданской идентичности во внеклассной    работе» Булычева Елена Григорьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №17

     Большое значение для воспитания человека как гражданина своей страны имеют годы обучения в начальной школе, потому что в этом возрасте закладывается начало понимания высоких патриотических чувств.
    Мне хочется рассказать о внеклассной работе, т.к. она представляет благодатное поле деятельности, когда воистину раскрываются творческие способности ученика и учителя.
     Осуществлять ее  целенаправленно и систематически мне позволяет  возрастная  воспитательная программа «Я и окружающий мир» в рамках  школьной программы воспитания «Гражданин своего Отечества».
В своей работе использую следующие формы  организации школьников по формированию российской идентичности: система классных часов, викторин, круглых столов, конкурсы проектов, рисунков, творческие фестивали, олимпиады и др.
Разрабатываю и провожу тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов отвожу игровой деятельности. Часто провожу викторины, брейн-ринги, КВН по параллели.
И во внеклассной работе уделяю внимание проектной деятельности учащихся.
    Мои ученики являются активными участниками общешкольных мероприятий.
Всем знакома истина, что воспитание идёт из семьи, поэтому веду параллельно работу с родителями по формированию у учащихся гражданственности. Здесь формы работы традиционные: собрания, консультации, индивидуальные встречи, работа с родительским комитетом. В рамках Недели матери провожу классные часы совместно с мамами, бабушками. Готовят эти мероприятия сами дети.
     Коллективные творческие дела, игры, поисковая, проектная, музейная, экскурсионная и другие виды внеурочной деятельности, соответствующие жизненным интересам и потребностям школьников, формируют у них гражданскую позицию, жизненные приоритеты, нравственные убеждения, моральные нормы и духовные ценности.
При этом важно, чтобы внеурочная деятельность была для них личностно и социально значимой, сочетала коллективные и индивидуальные формы работы, основывалась на добровольном выборе содержания и видов деятельности самими воспитанниками.
 
Деловая игра для педагогов по мотивам беседы с учащимися на тему: «Что значит быть патриотом сегодня»  Ильина А. В. учитель начальных классов МОБУ СОШ № 17

Цель: знакомство коллег с одной из форм формирования взглядов и убеждений у учащихся, соответствующих патриотической личности.
Оборудование: презентация
Ход игры:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- К сожалению, не все школьники, особенно младших классов, достаточно точно понимают значение слов «патриот», «гражданин». Поэтому сегодня я бы хотела представить вам фрагмент классного часа, Он основан на одном очень интересном рассказе, его автор мне, к сожалению, не известен.
   В нём с моей точки зрения достаточно, понятно раскрываются эти понятия, и даётся толчок к дальнейшей работе в этом направлении. 
 Рассказ называется: «Я – патриот».                                        
 В процессе беседы, дети приходят к выводу, что "Человек, который любит свою Родину, хочет, чтобы она была красивой, чтобы все ей любовались. Если мы уберем сегодня мусор в каком-нибудь парке, завтра мы не будем уже там мусорить. И тогда у нас будет чисто, и мы будем еще больше любить нашу Родину.
- Далее я предлагаю детям сыграть в игру:                                             
У ВСЕХ ИЗ НАС ЕСТЬ СВОЯ РОДИНА, ЭТО НАША СТРАНА Россия, наш город Благовещенск, свой двор, дом, семья.  Мы сейчас будем передавать флажок и отвечать на вопрос: что он сделает для счастья своей Родины, то есть, какое «Малое дело» лично ты можешь сделать, чтобы считать себя патриотом?
Ведь мы с вами живём в одной стране, в одной области, в одном городе. И мы любим свою Родину. И в наших силах сделать так, чтобы нам жилось чуточку лучше. 
- Дома я предложила детям подумать и написать свой рассказ на тему «Что значит быть патриотом».      
   Дети предлагали разнообразные идеи, которые мы объединили в проект «Хорошее дело для Малой родины».
   Дела были разные, это и помощь родным и близким, уход за животными, уборка школьного двора. Дети говорили, что теперь они следят за чистотой, не мусорят. 
   Дети задумались, что ещё кроме уборки он в силах сделать для школы. Толчком к новому проекту стала исследовательская работа одного ученика «Как сделать школьные перемены более интересными?», его  продолжением стал проект «Сборник игр на переменах», который составляли все ученики класса.
   Но я хочу сказать, что чувство гражданственности и патриотизма у младших школьников формируется не только в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также через игровую деятельность. Мои ребята участвуют в различных играх и конкурсах: «Спартакиада».



  

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz