В соответствии с приказом министерства образования и науки Амурской области от 26.09.2016 № 1307 с 18 по 21 октября 2016 года на региональном уровне проведено обследование образовательных достижений обучающихся 9-х и 11-х классов МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска» и приказом управления образования администрации города от 10.10 2016 № 567 – обследование образовательных достижений обучающихся 5-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций города по русскому языку и математике на муниципальном уровне.
В диагностике по русскому языку на муниципальном уровне приняли участие 2265 обучающихся 5-х классов, 1834 учащихся 9-х классов, 864 обучающихся 11-х классов.
Общая успеваемость по муниципалитету пятиклассников по русскому языку составила 92,7%. С работой не справились 7,3 % обучающихся.
Наибольшее количество обучающихся не справившихся с работой учатся в МБОУ «Школа № 24 г. Благовещенска» (14,2%), МАОУ «Школа № 4 г. Благовещенска» (12,3%), МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» (11,6%), МАОУ «Школа № 13 г. Благовещенска» (13,5%).
Средний балл по муниципалитету составил 14,4. Наивысший средний балл (24,4 балла) у обучающихся МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска».
Качество знаний по муниципалитету составило 59,8%.
Высокое качество знаний показали обучающиеся: МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска» (75,9%), МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» (70,6%), МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска» (85,7%), МАОУ» «Школа № 28 г. Благовещенска» (71,2%).
Обучающиеся успешно продемонстрировали умения работать по заложенному в правиле алгоритму. Вместе с тем у них недостаточно сформировано умение применять полученные теоретические знания на практике.
Учитывая, что участники мониторинга 5-го класса выполняли работу в начале учебного года, обучающиеся продемонстрировали остаточные знания по проверяемым содержательным разделам русского языка за курс начальной школы.
Для сравнения использованы два показателя (качество знаний и успеваемость) результатов Всероссийской проверочной работы обучающихся 4-х классов, которая проходила весной 2015/16 учебного года.
В 5 классе успеваемость этих обучающихся снизилась на 2,6%, качество знаний - на 12,3%. Качество знаний при переходе в 5 класс снизилось более чем на 22% в школах: МАОУ «Школа 11 г. Благовещенска» (27,4%), МБОУ «Школа 15 г. Благовещенска» (28,4%), МБОУ «Школа № 24 г. Благовещенска» (22,7%), МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» (22%).
Региональные показатели отсутствуют.
Цель работы по русскому языку в 9 классах - диагностика уровня знаний обучающихся по предмету для планирования процесса подготовки к ОГЭ.
Задания проверяли сформированность умений и способов учебных действий, которые необходимы для успешного обучения в основной школе, способность использовать умения для решения простых учебных и учебно-практических задач.
С диагностической работой справились 94,3% обучающихся, в регионе - 93%.
Среднее качество знаний девятиклассников по предмету по муниципалитету составляет 42%, по региону – 41,1%. Эти два показателя выше региональных.
Средний балл – 13,6, по региону – 14,2. Наивысший средний балл у обучающихся МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» (15,3) и МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска» (15,3).
У более 52% общеобразовательных организаций процент качества знаний ниже среднего по муниципалитету (от 21,7% до 40%).
Ниже среднего показателя качества знаний по городу у обучающихся школ: МАОУ Школа № 11 г. Благовещенска» (21,7%), МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» (28,4%), МАОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» (29,6%), МБОУ «Школа № 15 г. Благовещенска» (30,3%), МБОУ «Школа № 24 г. Благовещенска» (30,5%), МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска» (31,2%).
Самое высокое качество знаний показали обучающиеся МБОУ «Школа № 10 г. Благовещенска» (60%), МАОУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска» (52,7%), МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска» (52%).
Невысокие результаты обучающихся девятых классов, наверное, можно объяснить тем, что это стартовая работа и результаты их улучшатся к концу учебного года. Данные ОГЭ 2015/16 учебного года продемонстрировали достаточно высокое качество знаний (77,8%) и успеваемость (99,8%).
Вместе с тем показатели качества знаний и успеваемости муниципального уровня выше регионального: успеваемость – на 1,3 % (региональный – 93%), качество – на 0,6% региональный – 41,4%).
Целью работы в 11 классах была диагностика уровня знаний обучающихся по русскому языку на данном этапе обучения для планирования процесса подготовки к ЕГЭ.
Учитывая, что участники мониторинга выполняли работу в начале учебного года, обучающиеся продемонстрировали остаточные знания по проверяемым содержательным разделам русского языка за курс общей школы.
Работу по русскому языку выполнили 97,7% одиннадцатиклассников. Не справились с заданиями обучающиеся из 7 общеобразовательных организаций: МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска», МАОУ «Школа № 4 г. Благовещенска», МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска», МАОУ «Лицея № 6 г. Благовещенска», МАОУ «Школа № 11 г. Благовещенска», МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска», МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» .
Средний балл по муниципалитету составил 23,8, по региону – 22,8. Наивысший средний балл в МАОУ «Школа № 11 г. Благовещенска» (26,2) и МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» (26,1).
Показатели качества знаний и успеваемости обучающихся 11-х классов ниже региональных: муниципальный показатель качества знаний – составил 73,1%, по региону – 79%; успеваемость по муниципалитету – 97,7%, по региону – 98,9%.
Самое высокое качество знаний продемонстрировали учащиеся школы МБОУ «Школа № 15 г. Благовещенска» и МБОУ «Школа № 24 г. Благовещенска» (по 100%), одиннадцатиклассники общеобразовательных организаций: МБОУ «Школа № 27 г. Благовещенска» – 95,8%; МАОУ «Школа № 13 г. Благовещенска» – 92,6%, № 10 – 94,4%.
С работой по математике в 5-х классах не справились 190 человек или 8,3% от общего количества обучающихся. Успеваемость составила 92,7%.
Наибольшее количество учащихся не справившихся с заданиями обучаются в МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска» (19,5%) и МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска» (14,8%).
Сто процентов пятиклассников МАОУ «Школа 26 г. Благовещенска» выполнили диагностические задания мониторинга.
Высокое качество знаний продемонстрировали обучающихся образовательных организаций: МАОУ «Школа № 1 г. Благовещенска» (67,3%), МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска» (66%), МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска» (55,7%).
Качество знаний в 40% школ ниже среднего показателя по городу (муниципальный показатель – 59,8%). А самое низкое качество знаний в МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска» (26,9%).
Показатели качества знаний и успеваемости в 4 классе по результатам Всероссийской проверочной работы выше, чем в 5 классе: качество знаний в 5 классе – 46%, в 4 классе – выше на 15,9%; успеваемость в 5 классе - ниже на 0,3%.
Результаты мониторинга показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки.
С работой по математике в 9-х классах справились 91,3% участников мониторинга.
По 100% обучающихся МАОУ «Гимназия № 1 г. Благовещенска», МАОУ «Школа № 22 г. Благовещенска» и МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» справились с работой. Более 20% учащихся МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» и школы МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска» (19,2%) получили неудовлетворительный результат.
Средний балл по муниципалитету составил 9,7 по региону – 8,8.
Самый высокий средний балл у обучающихся МАОУ «Гимназии № 1 г. Благовещенска» (13,6), самый низкий – в МБОУ «Школа № 15 г. Благовещенска» (7,5).
Качество знаний составило по городу – 52,2%, что на 20,2% выше среднего по региону. Самое высокое качество знаний по предмету в общеобразовательных организациях: МАОУ «Гимназия № 1 Благовещенска» (84,2%), МАОУ «Школа № 11 г. Благовещенска» (84,3%), а низкое качество знаний в МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» – 25,5%.
По всем трём показателям муниципальные результаты образовательных достижений по математике в 9-х классах выше региональных: успеваемость на 6,8%, качество знаний по предмету – на 20,2%, средний балл – на 0,9.
Рекомендации по повышению уровня математической подготовки для учителей математики на сайте РЦОИ.
В муниципальном мониторинге по математике в 11-х классах приняли участие 858 обучающихся из 19 общеобразовательных организаций. Их них успешно справились с предложенными заданиями 97,6%, остальные, т.е. 2,4% из 9 общеобразовательных учреждений получили неудовлетворительную отметку.
Наибольшее число участников мониторинга не справившихся с заданиями являются обучающимися МАОУ «Школа № 28 г. Благовещенска» (9,4%) и МАОУ «Лицей № 6 г. Благовещенска» (6,6%).
По результатам мониторинга средний балл по муниципалитету (12,9) соответствует региональному. Наивысший средний балл (17,2) – в школе № 26, наименьший - 9,7.
Качество обученности выпускников составляет 74,4%, по региону - 65,1%. Разница в 9,3% в пользу муниципалитета. Высокое качество знаний по предмету демонстрируют обучающиеся школ: МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» (96,4%), МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» (93,1%), МБОУ «Школа № 15 г. Благовещенска» (92,3%). Самое низкое качество знаний по итогам мониторинга показали обучающиеся МБОУ «Школа № 22 г. Благовещенска» – 22%.
Итак, сравнительные данные мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций города показывают, что качество знаний обучающихся по математике растёт при переходе на соответствующий уровень образования. Так, качество знаний по математике в 5-х классах - 46%, в 9-х классах - 52,2%, в 11 – 74,4%.
По русскому языку качество знаний по предмету снижается в 9-х классах, но повышается в 11-х классах: 5 класс – 59,8%; 9 класс – 42%; 11 класс – 73,1%.
По итогам проведения мониторинга рекомендуем:
1. Проанализировать результаты диагностических работ, используя анализ выполнения заданий по предметам регионального центра обработки информации ГАУ ДПО «АмИРО», на заседаниях предметных методических объединений, разработать конкретные рекомендации учителям предметникам по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в ходе проведения мониторинга.
2. Использовать задания мониторинга при подготовке к ГИА.
3. Руководителям общеобразовательных организаций учесть результаты обследования образовательных достижений обучающихся для принятия управленческих решений с целью обеспечения качества образования по русскому языку и математике.
4. Повысить личную ответственность педагогов за качество преподавания предметов и уровень подготовленности школьников.
|